Фестиваль святой анны


10 апреля 2008 года

 

НАДЕЖДЫ СВЯТОЙ АННЫ

В конкурсе фестиваля Св. Анны соревнуются студенческие и дебютные фильмы.  Особенность этого фестиваля в том, что жюри смотрит все присланные работы - в этом году их было 208, включая полнометражные и короткометражные игровые, документальные и анимационные фильмы. Наград тоже оказалось немало - премии, дипломы, коробки с кинопленкой, поездка на Каннский фестиваль и кольцо из монастыря св. Екатерины. 

 

Конкурс

 

На конкурс были представлены фильмы студентов ВГИКА,  Высших курсов сценаристов и режиссеров, Ст.Петербургской академии театрального искусства и еще несколько киношкол из разных регионов России. В жюри под руководством Сергея Лазарука работали Кирилл Разлогов, Вадим Юсов, Алла Сурикова, Игорь Толстунов, Татьяна Москвина-Ященко и другие известные деятели кино. В том, что организаторы фестиваля (его президентом все 15 лет является Борис Айрапетян) не проводят предварительный отбор, есть свое преимущество:  жюри имеет возможность познакомится с полным спектром направлений и настроений молодого кинематографа. Нарисовавший общую картину Кирилл Разлогов отметил, что некоторые из начинающих авторов делают кино  с  целью соответствовать современным тенденциям и вписаться в коммерческий прокат, в то время как другие озабочены чистым самовыражением. В обоих случаях встречаются как действительно талантливые фильмы, так и фильмы,  вызывающие удивление своей беспомощностью.

 

 

 

 Отцы и дети

Фестиваль предоставляет идеальную возможность для  диалога поколений  - работы молодых кинематографистов смотрят и оценивают кинематографисты заслуженные, с мировым именем. Но некоторое противоречие возникло уже на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля: хотя члены жюри определились с наградами, они не могли ни назвать фильмы, ни подробно обсуждать их, чтобы не разрушить интригу вручения призов на закрытии. Ограничились общими замечаниями по поводу того, что значительно вырос общий уровень работ и отметили операторскую школу ВГИКА. При этом, конечно, немного проговаривались  о своих симпатиях.  И немного поспорили  о том, насколько авторитет мастера и киношколы способен помочь или помешать юному дарованию. Алла Сурикова утверждала, что преподаватели ВГИКА предоставляют своим студентам полную творческую свободу - но как признавали другие,  в стилистике, а иногда и в тематике многих студенческих работ было слишком заметно  влияние того или иного мастера.  Конечно, традиции и преемственность похвальны, но возможно, и сами члены жюри и  оказались под впечатлением этой традиции. И если уж в конкурсе участвуют молодые режиссеры, актеры и операторы, то и в жюри нужно включать молодых киноведов и кинокритиков  - или даже создавать отдельное жюри, оценивающее работы сверстников. Такое жюри озвучит мнения, которые высказывались на фестивале в частных беседах, когда участники  и зрители делились своими впечатлениями. Заинтересованных зрителей в этом году собралось довольно много - возможно потому, что программа не объявлялась заранее, и два дня с 15 до 22 часов фильмы показывались подряд. Как бы то ни было,  к вечеру второго дня Белый зал был полон - кинематографистов всех поколений объединил интерес к мастер-классу Анджея Вайды.

 
 
 Дети и патриарх

Великий польский режиссер приехал в Москву по случаю премьеры «Катыни», но подробно рассказывать о фильме не стал, потому что выступал накануне дня показа.  Отметил только, что для него единственной возможностью снять фильм об этой трагедии было обращение к истории собственной семьи - отец Вайды был в числе расстрелянных польских офицеров. Вопросы классику задавали самые разные: как работать с актерами и правильно выбирать сценарий, есть  ли разница между мужским и женским кинематографом, существует ли цензура и кто из великих режиссеров прошлого повлиял на его творчество. 82-летний Вайда, стоя на сцене, два часа рассказывал о своем первом опыте в кинематографе, о любимых актерах, о европейской литературе, о Микеланджело и папе Римском, о том, как начинал учиться живописи и о том, что любой режиссер должен прежде всего хорошо представлять себе, что и кому он хочет рассказать в своем фильме. Ответы на простые и иногда даже  наивные вопросы превращались в философские рассуждения о том, что быстротечная жизнь театрального спектакля может остаться  в сердце и памяти, а фиксирующая реальность  кинопленка иногда заканчивает свои дни в архиве.  Как признавались начинающие режиссеры, встреча с Вайдой подействовала на них «освобождающе», вселила надежду и желание делать свое кино.

 
 
 

 Награды

Награждение проходило в полупустом Большом зале Дома кино. Дипломы, по традиции, вручались с формулировками: «За простоту и сердечность» (анимационный фильм «Рыбка», реж. С. Рябов), «За максимальную выразительность минимальными средствами» («I like birds», реж. Владимир Посохин ) «За легкое дыхание фэнтэзи» («Сальса для ангела», реж. Елена Шеина), «За свидетельство о чуде жизни на экране» («Святая канавка», реж. Иван Твердовский). Вручая диплом фильму «Высокие чувства» (реж. Леонид Пляскин), Сергей Лазарук запнулся, читая «За достоверное и безжалостное воплощение юношеской гиперсексуальности», и вздохнув, пояснил: «Разлогов писал». Первую премию за лучший документальный фильм получила Юлия  Киселева, «А-студия», Екатеринбург,  за фильм «Далеко от Лондона» -  портрет драматурга Василия Сигарева на фоне его родного города.    Премию за лучший анимационный фильм решили не присуждать, а второе место досталось Светлане Филипповой  за фильм «Три истории любви», где кадры кинохроники сочетались со сделанной в стиле карандашного рисунка анимацией. Вручавшие призы особенно радовались тому, что среди победителей много женщин-режиссеров. В игровом кино премиями были отмечены «Тася», реж.  Роман Артемьев,  мастерская  В.Хотиненко  и В.Фенченко, ВКСиР (3 премия); «Где-то между маем и летом», реж. Кирилл Папакуль, мастерская А. Суриковой и В.Фокина, ВКСиР (2 премия). А главную награду поделили Игорь Хомский, ВГИК,  мастерская В.Абдрашитова,  за фильм «Краткие сведения по некоторым эпизодом» и  Наталья Иванова, ВГИК, мастерская Е.Ташкова и А.Сурина,  за фильм «Цветок багульника». Никита Михалков, вручавший победителям специальный приз киноакадемии, смог разделить только его денежное содержание. А чтобы решить, кому отдать кольцо, освященное в монастыре св. Екатерины на Синае, жюри пришлось проголосовать еще раз - и благословение св. Екатерины, покровительствующей людям творческих профессий, досталось Наталье Ивановой. Вероятно,  у будущего нашего кинематографа  действительно  женское лицо.

Автор статьи: Марина Торопыгина

  Автор фото: Наталья Четверикова